Головна

 
П`ятниця, 19.04.2024, 03:18



Ви увійшли як Гість | Група "Гості" | RSS
Головна
Увага! Діє урядова телефона «гаряча» лінія 0-800-507-309 „Гарячя лінія” з питань Пенсійної реформи 0-800-500-392 та в м.Шахтарську - 095-200-40-44!
Меню сайту

Категорії розділу
Мої статті [15]

Наше опитування
Подобається Вам наш портал?
Всього відповідей: 30

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Курсы наличного обмена на сегодня
Головна » Статті » Мої статті

Донецький облсовпроф інформує
В Донецкий облсовпроф от отдельных членских организаций, членов профсоюзов поступают запросы, по поводу реализации  с 1 января 2010 г. Закона Украины «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Украины,  касающиеся  почасовой оплаты труда» (Закон был принят еще 25.06.09г.).
         Напомним новое содержание статей законодательства с учетом  уже внесенных  Законом изменений. Итак, ст.95 КЗоТ Украины (1-я часть):
         «Минимальная заработная плата – это законодательно  установленный размер заработной платы за простой,  неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться  оплата за выполненную работником месячную, а также  почасовую норму труда».
        Здесь законодатель добавил только слова: «а также». Соответствующие изменения внесены и в ст.3 Закона Украины «Об оплате труда».
        Данным Законом также предусматривалось, что  Кабинет Министров Украины в двухмесячный срок со дня  опубликования этого Закона разработает и утвердит механизм определения и применения минимальной заработной платы в  почасовом уровне. Однако до настоящего времени это не сделано, хотя сам  Закон был опубликован еще в июле 2009 г. («Урядовий  курьер» №135 от 29.07.09г.).
        Возможно, по этой причине Министерство труда и социальной политики до сих пор  не опубликовало каких-либо комментариев к этому Закону (а они , как видим, необходимы). В одной из публикаций в прессе (газ. «Коммерсантъ») приводится высказывание первого заместителя Министра этого Министерства П.Розенко, который считает, что «минимальная  почасовая ставка оплаты труда должна  определяться в привязке к размеру  минимальной месячной зарплаты». Народный депутат Украины О.Зарубинский, один из авторов этого закона, сообщает, что его принятие  связано с необходимостью защитить права работников, которых нанимают на условиях почасовой оплаты. Здесь, по всей вероятности, депутат имел ввиду случаи, когда  оплата осуществляется за каждый час работы по определенной часовой ставке. (Это не относится к повременной системе оплаты труда, когда оплата труда осуществляется  по тарифной ставке (окладу) работника, установленной  ему согласно его разряду (квалификации).
        Действительно,  вопрос установления часовой ставки  непростой, если иметь ввиду почасовую оплату труда, как оплату труда работника, которую работодатель должен ему обеспечить по определенной законодательством часовой ставке. Здесь важно учитывать, что ст.95 КЗоТ Украины, ст.3 Закона Украины «Об оплате труда» устанавливается гарантия в виде минимальной заработной платы (МЗП) за простой, неквалифицированный труд. Другими словами – минимальная заработная плата это мера оплаты труда неквалифицированного работника. Как правило, это труд уборщика, сторожа и т.п. специальностей. А как быть с оплатой квалифицированного труда при введении почасовой минимальной зарплаты? Например, станочников, наладчиков, инструментальщиков, инженеров всех направлений и т.п.
         Может ли Кабинет Министров Украины дать ответ на этот вопрос в будущем своем документе  (о механизме определения и использования  минимальной заработной платы в почасовом размере)?
          В действующем сегодня законодательстве ответ на этот вопрос есть. Он находится в ст. 96 КЗоТ Украины, ст.6 Закона Украины «Об оплате труда». Здесь указывается, что основой организации оплаты  труда является тарифная система, которая используется для  распределения работ в зависимости от их сложности, а работников – в зависимости от их квалификации. Она  является основой формирования  и дифференциации размеров заработной  платы работников различных квалификационных групп. Такой подход справедлив и не вызывает каких-либо сомнений, а главное - доказан временем.
         По-существу, это ключевое положение действующего  законодательства о труде, которое должно, как мы убеждены, оставаться в  действии и в случае введения почасовой минимальной  заработной платы.
         Считаем, что определение «базовой» величины такой часовой минимальной заработной платы, которая будет утверждаться законодательством, должна исчисляться из месячной минимальной заработной платы, принимаемой законодательством.
         Полученная ставка может применяться только для оплаты неквалифицированного труда.
         По нашему мнению, оплата труда  квалифицированных работников на базе почасовой  минимальной заработной платы следует осуществлять на основе  тарифной системы оплаты труда. Целесообразным было бы в этом случае на уровне Генерального соглашения установить минимальные коэффициенты межквалификационных (междолжностных) соотношений  в оплате труда работников различных квалификационных  групп в виде единой тарифной сетки (например, для  производственных отраслей). А на уровне отраслевых  и региональных соглашений могли бы  устанавливаться уже более конкретные значения таких коэффициентов,  учитывающие специфику каждой из отраслей  и регионов (которые действуют и сегодня).
          Несоблюдение же основных положений, вытекающих из применяемой сегодня тарифной системы, может привести к  ее постепенному разрушению.
         Да, работодателям, безусловно, выгодно занизить тарифную  ставку  квалифицированному  работнику за час его работы путем установления ее вне зависимости от  сложности и квалификации труда. 
         Полагаем, что часовая минимальная заработная плата, установленная  законодательством, могла бы быть полезной для ее применения в частном секторе, например, в домохозяйствах, когда для выполнения  каких-либо несложных работ временно нанимаются работники (это могут быть отдельные виды сельхозработ, погрузо-разгрузочные работы, уборка помещений, территорий и т.п.).
         Убеждены, что в реальном секторе экономики, также как и в бюджетной сфере, такая норма оплаты труда (почасовая минимальная зарплата), не должна применяться  вообще. Ведь принятие  законом почасовой минимальной заработной платы более, чем вероятно, спровоцируют работодателей на принуждение работников к переводу их на условиях частичной занятости  (на базе ст. 56 КЗоТ Украины), что уже достаточно  широко применяется. А люди, боясь в это кризисное время потерять работу, будут  вынуждены соглашаться на условия работодателя. Кроме того, не исключается  «давление» работодателей и на оплату квалифицированных работников путем перевода их на почасовую минимальную заработную плату без  учета их квалификации.
         Важно также учитывать, что на сегодняшний день законодательного определения  такого понятия, как "почасовая оплата труда" - нет. Поэтому нет и оснований  говорить о ее введении, как это делается в некоторых средствах информации, так как  в приведенной выше ст.95 КЗоТ Украины речь идет о минимальной заработной плате за выполненную месячную, а также часовую норму труда, а не о почасовой  минимальной заработной плате.
         Полагаем, что следует подождать официального принятия Кабмином соответствующего нормативного  акта (будем надеяться, что он будет согласован с профсоюзами).
         Приведем некоторые пояснения по этой теме, выходящие из  ряда законодательных норм. Так, из ст. 92 КЗоТ Украины следует, что при повременной оплате работникам  устанавливаются  нормированные задания.  Кроме того, для  выполнения отдельных функций и объемов работ устанавливаются  нормы  обслуживания или нормы  численности. Да и в  ст.95 КЗоТ Украины, ст.3 Закона Украины «Об оплате труда» говорится о месячной (часовой) норме труда. А такие нормы  определяются при выполнении условий, предусмотренных ст. 88 КЗоТ Украины. В ст. 90 КЗоТ Украины говорится о  порядке определения расценок при сдельной оплате труда с обязательным использованием при этом  временных норм: нормы выработки (за час, за день), нормы времени (в часах или днях).
         Основным же  параметром исчисления указанных выше  нормативов труда служит норма продолжительности рабочего времени, устанавливаемая на предприятиях (при пятидневной или шестидневной рабочей неделе). Контрольной нормой продолжительности  рабочего времени служит годовая норма  рабочего времени. В 2010 году это 2004 часа. На предприятии же устанавливается  норма продолжительности рабочего времени на каждый календарный месяц. Делается это ежегодно. Такие нормы  используются, прежде всего, для определенной оценки деятельности работника, особенно при использовании повременной системы оплаты труда. Если  работник выполнил  норму труда, например, за месяц (или час), то  ему выплачивается его ставка, оклад (см. условия ст.95 КЗоТ Украины). Если же  он норму выполнил неполностью, то оплата его труда осуществляется пропорционально отработанному им времени. Эти же нормы используются каждый раз при исчислении часовой  ставки работника для  определения оплаты его труда, занятого в праздничные и нерабочие дни, в ночное и сверхурочное время, а также в сменном режиме работы (часовая ставка = минимальная заработная плата : месячную норму времени).
         Этот метод исчисления часовой тарифной ставки работника любой категории используется  уже многие десятки лет и хорошо себя оправдал. Таким образом, во всех этих случаях исчисленная величина  часовой ставки у работников различной квалификации  естественно  разная, что не вызывает и не вызывало каких-либо сомнений у специалистов, занимающихся оплатой труда.
         Тогда зачем предпринимаются действия для установления  законодательством минимальной заработной платы при  выполнении часовой нормы труда? Не лукавит ли здесь  нардеп О.Зарубинский, дескать, закон   инициируется для защиты прав работников, принимаемых на  условиях почасовой оплаты труда. Чьи интересы он защищает?
         Совместный представительский орган профсоюзов Украины (СПО) не согласовал представленный ему  проект постановления Кабмина «Об определении и использовании  минимальной заработной платы в почасовом  размере» в  связи с тем, что его применение будет ущемлять  трудовые права работников. Поэтому СПО обратился к депутатским фракциям парламента Украины с предложением об исключении нормы  о почасовой минимальной заработной плате из указанных выше законов (ст.95 КЗоТ Украины, ст. 3 Закона Украины «Об оплате труда»). Облсовпроф поддерживает такую позицию ФПУ.
         Таким образом, на сегодня механизма реализации законодательной нормы о почасовой минимальной заработной плате в Украине нет,  а поэтому нет и правомерного пути его использования на  практике.

Отдел социально-экономической защиты трудящихся ОСПС
Категорія: Мої статті | Додав: trud (09.02.2010)
Переглядів: 1360 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
СТРІЧКА НОВИН

ВАЖЛИВО

Образец искового заявления по вопросу выплаты задолженности по заработной плате

Регіональна угода на 2011-2012р.

Решение исполкома  Шахтерского городского совета от 20.04.2011г. №175 «Об организации исполнения Регионального соглашения  в г.Шахтерске» и план график исполнения Регионального соглашения



Праздники сегодня
Увага! Інформація, розташована на даному сайті, призначена виключно для приватного використання в освітніх цілях і не може бути
завантажена/перенесена на інший комп'ютер. Ні власник сайту, ні хостинг-провайдер, ні будь-які інші фізичні або юридичні особи не
можуть нести жоден відповідальності за будь-яке використання матеріалів даного сайту. Зайшовши на сайт, Ви, як користувач, тим самим
підтверджуєте повну і беззастережну згоду зі всіма умовами використання.
Copyright MyCorp © 2024