Головна

 
Четвер, 23.11.2017, 09:22



Ви увійшли як Гість | Група "Гості" | RSS
Головна
Увага! Діє урядова телефона «гаряча» лінія 0-800-507-309 „Гарячя лінія” з питань Пенсійної реформи 0-800-500-392 та в м.Шахтарську - 095-200-40-44!
Меню сайту

Наше опитування
Подобається Вам наш портал?
Всього відповідей: 30

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Курсы наличного обмена на сегодня
Головна » 2011 » Травень » 31 » Информирует Донецкий облсовпроф!
14:21
Информирует Донецкий облсовпроф!

Отметим, что зарплата, прежде всего, не должна быть меньше минимальной заработной платы у работника, выполнившего месячную (часовую) норму труда. Эта государственная гарантия, которая определена трудовым законодательством Украины (ст. 95 КЗоТ Украины, ст. 3 Закона Украины «Об оплате труда», а в дальнейшем – ст. 219 Трудового кодекса Украины, после его принятия).Статьей 25 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2011 год» установлены следующие размеры этого государственного социального стандарта (в месячном размере):

с 1 января с 1 апреля с 1 октября с 1 декабря941 грн. 960 грн. 985 грн. 1004 грн.

То есть, заработная плата наемного работника с 1 января т.г. не может быть ниже 941 грн., в месяц, а с 1 апреля – менее 960 грн. и т.д.Это требование законодательства касается всех юридических хозяйственных субъектов, использующих наемный труд, как в реальном секторе экономики, так и в бюджетной сфере.

1. Напомним, что речь здесь идет о государственной гарантии, которая устанавливается за простой, неквалифицированный труд. К этой категории относятся уборщики, дворники и другие общие («сквозные») профессии работников, не требующие высокой квалификации и специального обучения (соответствующего образования). В большинстве отраслевых соглашениях и в Региональном соглашении Донецкой области (в приложении № 1) приводятся коэффициенты соотношений размеров тарифных ставок этой категории работников. Статьей 18 Закона Украины «Об оплате труда» предусматривается, чтобы размеры ставок этой категории работников были определены коллективным договором предприятия, с соблюдением при этом гарантий, предусмотренных законодательством, Генеральным, отраслевыми и Региональным соглашениями.

С этой целью предприятию необходимо самостоятельно, как это оговорено ст. 97 КЗоТ Украины, определить размеры таких ставок. Для их исчисления за «базу» (за единицу), например, согласно Региональному соглашению принята месячная ставка «уборщика служебных помещений», приравненная к размеру минимальной заработной платы. В этом случае ставка по этой профессии с 1 января т.г. составит 941 грн., а с учетом положений пункта 2.1 Регионального соглашения размер этой ставки корректируется на региональный коэффициент, равный «1,15». То есть, месячная ставка «уборщика служебных помещений» с 1-го января уже составит: 941 x 1.15=1082,15 грн.. А месячная ставка «уборщика производственных помещений» с учетом данных из Приложения № 1 к Региональному соглашении составит: 1082,15 x 1,1=1190,36 грн., где «1,1» коэффициент соотношения к ставке «уборщика служебных помещений». Соблюдая в дальнейшем приведенный выше механизм формирования размера месячной ставки, можно исчислить, например, должностной оклад «табельщика».Так, с учетом полученного размера ставки «уборщика служебных помещений» оклад «табельщика» составит: 1082,15 x 1,3=1406,8 грн. (где «1,3» коэффициент из приложения 1 к Региональному соглашению).

Таким образом, беря за базу полученную ставку «уборщика служебных помещений» (1082,15), определяют тарифные (месячные) ставки и других профессий работников, относящихся к этой категории, перечень которых приводится в отраслевых и Региональном соглашениях. Следует отметить, что здесь приведен расчет ставок на их минимальном уровне. Предприятие вправе устанавливать более высокие их размеры, но не ниже чем они предусмотрены Региональным или Отраслевым соглашениями. 

Для справки: пунктом 2.2. Генерального соглашения определено, что заработная плата этой категории работников за полностью выполненную месячную норму труда в нормальных условиях должна превышать фактическую величину прожиточного минимума на трудоспособное лицо, исчисленную за предыдущий месяц. Исходя из этой нормы, по данным ФПУ, например, в декабре 2010г. заработная плата неквалифицированных работников должна превышать 1150,4 грн., а в январе 2011г. -1165 грн.. Видно, что применение регионального коэффициента (1,15), в определенной мере, обеспечивает выполнение указанной нормы Генерального соглашения, так как в приведенном выше расчете речь идет только о тарифной части заработной платы, то есть без доплат, надбавок и премий.

2. Несколько иначе осуществляется формирование размеров тарифных ставок, должностных окладов квалифицированных работников. К этой категории относятся рабочие, начиная с 1-го разряда, руководители, профессионалы, специалисты, менеджеры. «Отправной» нормой для их определения служат положения ст. 96 КЗоТ Украины (то же – ст. 6 Закона Украины «Об оплате труда», ст. 213 проекта Трудового кодекса), согласно которой основой организации оплаты труда является тарифная система, в которую включаются: тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов и тарифно-квалификационные характеристики (справочники). Здесь важным является то, что на законодательном уровне определяется необходимость использования именно тарифной системы оплаты труда. Это означает, что работодатель, использующий труд наемных работников, должен обеспечить эти требования законодательства. Такой подход должен быть сохранен и во всех случаях применения, так называемой, грейдовой системы.

С целью выполнения этих требований рекомендуем в коллективном договоре предусматривать соответствующие нормы, с приведением в приложениях к нему соответствующих коэффициентов межквалификационных (междолжностных) соотношений, применяемых для определения размеров тарифных ставок всех квалификационных групп работников, задействованных в штате предприятия (значения этих коэффициентов приведены в отраслевых и Региональном соглашении).Исчисление размеров ставок (окладов) в рамках тарифной системы базируется на ставке рабочего первого разряда, которая определяется в размере, превышающим законодательно установленный размер минимальной заработной платы (в дальнейшем –МЗП).

К сожалению, действующими законодательством не указан ни сам размер, ни механизм определения коэффициента такого превышения над МЗП. А статья 11 Закона Украины «Об оплате труда», предусматривающая определение минимальных размеров ставок (окладов) в Генеральном соглашении, должным образом, не работает. Поэтому в этом случае необходимо руководствоваться соответствующими нормами отраслевых и Регионального соглашений.

Например, согласно недавно принятому Региональному соглашению на 2011-2012гг. (действует с 3 февраля т.г.) тарифная ставка рабочего первого разряда исчисляется как произведение: МЗП х 1,2 x 1,15, где «1,2» -коэффициент превышения над МЗП, установленный этим соглашением (кстати, в большинстве отраслевых соглашений задействован именно такой (минимальный) уровень коэффициента превышения над МЗП), а «1,15» коэффициент, учитывающий превышение фактической величины прожиточного минимума на трудоспособное лицо в Донецкой области над законодательно установленной.

В этом случае размер тарифной ставки рабочего первого разряда с 1 января 2011г. составит: 941 х 1,2 x 1,15= 1298,58 грн.

Следует отметить, что принятие такой нормы (в данном случае коэффициент «1,15»), как социальной гарантии регионального уровня, полностью соответствует положениям ст. 8 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях», которыми определено, что в Региональном соглашении нормы социальной защиты работников предприятий принимаются на более высоком уровне, чем в Генеральном соглашении. Кроме того, принятие такой нормы прямо исходит из положений п. 2.9. Генерального соглашения.

Тарифная ставка второго и последующих разрядов рабочих (или работ) увеличивается на тарифный коэффициент каждого из них (их значения приведены в тарифных сетках). В таком же порядке исчисляются эти ставки при введении с 1-го апреля МЗП в размере 960 грн. и в последующие периоды 2011 года (выше указаны значения МЗП).

Формирование должностных окладов руководителей, профессионалов, специалистов, менеджеров в рамках Регионального и отраслевых соглашений реального сектора экономики базируется на ставке должности «техника» (без категории), приравненной к месячной тарифной ставке рабочего III-го разряда. С 1 января т.г. ее значение составит: 1298,58 х 1,35 = 1753грн., где 1298,58 – ставка рабочего 1-го разряда (выше приведен ее расчет), а «1,35» – тарифный коэффициент рабочего III-го разряда (из приложения № 1 к Региональному соглашению). И если руководствоваться коэффициентами соотношений, предусмотренных приложением № 2 к данному соглашению, то, например, должностной оклад «ведущего экономиста» составит: 1753 х 1,8 = 3155,4 грн. В таком же порядке исчисляются должностные оклады других должностей этой квалификационной группы работников.

При формировании схемы должностных окладов этой категории работников рекомендуется для каждой из должностей, начиная от должности техника (без категории), устанавливать минимальный и максимальный размеры коэффициентов соотношений. Это даст возможность определить минимальный и максимальный уровень должностных окладов (диапазон размеров окладов) по каждой должности и более дифференцированно подходить к их установлению в штатном расписании предприятия после аттестации работников (см. ст. 96 КЗоТ Украины). Полученную, таким образом, схему должностных окладов этой категории работников следует ввести в коллективный договор предприятия, как это предусмотрено ст. 97 КЗоТ Украины (то же ст. 15 Закона Украины «Об оплате труда»).

Выше был приведен порядок формирования тарифных ставок (окладов) работников на том минимальном уровне, который определен требованиями трудового законодательства Украины и договорными соглашениями. То есть, ниже этого уровня не допускается установление размеров ставок (окладов) в штатном расписании предприятий. Речь здесь идет об основной части заработной платы (или тарифной ее части), как для неквалифицированных, так и для квалифицированных категорий работников .

Соблюдение приведенного выше алгоритма исчисления размеров ставок (окладов) работников дает возможность обеспечить гарантии по минимальному уровню их основной заработной платы. При этом, для неквалифицированных работников – не ниже МЗП, а для квалифицированных работников – не ниже их тарифного заработка, исчисленного согласно их квалификации либо разряду за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда.( Этот вывод касается и сдельщиков при условии, что их сдельные расценки исчислены в строгом соответствии со ст. 90 КЗоТ Украины). Следует учитывать, что при введении законом нового (очередного) размера МЗП действующие на предприятии размеры ставок, окладов работников корректируются на коэффициент ее роста (п. 2.1. Регионального соглашения).

Отметим, что как отраслевыми, так и Региональным соглашениями ставится задача повышения уровня тарифной части заработной платы. Цель: повысить гарантии наемного работника в оплате его труда, а также значимость уровня его квалификации. Пунктом 2.4. Регионального соглашения предусматривается постепенный ее рост в уровне начисленной заработной платы до 65-75%.

3. В предыдущем разделе был приведен порядок формирования основной части заработной платы. В дополнительную же заработную плату включаются, как это предусмотрено ст. 2 Закона Украины «Об оплате труда», доплаты, надбавки, премии, связанные с производством, и другие выплаты (подробнее изложено в Инструкции по статистике заработной платы № 5 от 24.01.2004г.). Перечень и размеры таких доплат, надбавок определены Генеральным, отраслевыми и Региональным соглашениями. За счет таких выплат формируется дополнительная заработная плата работника, а с учетом основной (тарифной) и общий его заработок (за расчетный период). Другими словами, общий заработок работника складывается из основной (тарифной) и дополнительной ее частей. Необходимо иметь ввиду, что дополнительная заработная плата (отдельные ее выплаты) носит непостоянный характер, и, в значительной мере, зависит от колебаний в сумме денежных средств, направляемых на оплату труда, и уровня договоренности сторон, заключающих коллективный договор.

В целях определения правомерности используемых на предприятии доплат, надбавок и других выплат рекомендуется используемый на предприятии их конкретный перечень и размеры предусмотреть в коллективном договоре. Это же касается и производственной премии. Это требование прямо исходит из норм ст. 97 КЗоТ Украины (ст. 15 Закона Украины «Об оплате труда»).Предприятие вправе, при наличии средств, устанавливать размеры ставок, окладов, доплат, надбавок на более высоком уровне и, таким образом, достойно оплачивать труд наемных работников. Законодательством не ограничивается их предельный уровень, так же, как и в целом самой заработной платы.

При формировании фонда оплаты труда на очередной расчетный период (месяц, квартал) возможны случаи, когда из-за возникших на предприятии временных финансовых трудностей возникает необходимость уменьшения средств, направляемых на оплату труда. Такое решение реализуется за счет временного приостановления каких-либо выплат, включаемых в дополнительную заработную плату, кроме, конечно тех, выплата которых носит обязательный характер. Например, доплата за работу в ночное время, в сверхурочное время и т.п. Решение о приостановлении каких-либо выплат на определенный период (не более шести месяцев) принимается на основе ст. 14 Закона Украины «Об оплате труда» сторонами, заключившими коллективный договор. Но это, ни в коей мере, не относится к случаям введения на предприятии нового очередного размера минимальной заработной платы, устанавливаемого законодательством. Это государственная гарантия, установленная в рамках ст. 43 Конституции Украины, и она должна соблюдаться без каких-либо исключений.

4. Суммируя вышеприведенные положения, мы видим, что формирование как основной, так и дополнительной частей заработной платы осуществляется на базе соответствующих законодательных и договорных норм. При этом следует учитывать, что стороны. подписавшие Региональное соглашение. установили, что «его положения распространяются на предприятия, учреждения, организации независимо от форм их собственности, субъекты предпринимательской деятельности. Его нормы и положения является обязательными для выполнения на территории Донецкой области и действуют непосредственно или путем включения в территориальные соглашения и коллективные договоры».

5. К сожалению, в бюджетной сфере такие возможности формирования основной и дополнительной заработной платы значительно ограничены уровнем бюджетных средств, выделяемых на оплату труда. Не стал исключением и 2011 год. Именно по этой причине тарифная ставка первого разряда, используемая для формирования ставок, окладов в рамках Единой тарифной сетки для отдельных отраслей бюджетной сферы с 1 января т.г. постановлением правительства № 1212 от 29.12.2010г. установлена в размере 613 грн. В данном постановлении указано, что для работников, у которых новый должностной оклад будет меньше размера МЗП, их должностные оклады (ставки) в штатном расписании устанавливаются на уровне МЗП. То есть 941 грн. с 1 января, а с 1 апреля т.г. – 960 грн. и т.д. Постановлением также предлагается, чтобы руководители бюджетных организаций обеспечили дифференциацию заработной платы таких работников за счет доплат, надбавок, премий.Порядок формирования размеров ставок (окладов), а также выплат, составляющих дополнительную часть заработка бюджетников, осуществляется на базе действующих нормативных актов Кабинета Министров Украины и его министерств. Рекомендуется в коллективном договоре учитывать требования этих нормативных актов с учетом отраслевой принадлежности организации.Наличие соответствующих норм в коллективном договоре предприятий как в реальном секторе экономики, так и в бюджетной сфере в значительной мере усилит защиту трудовых прав и интересов работников наемного труда, членов профсоюзов.

Отдел социально-экономическойзащиты трудящихся облсовпрофа Подготовил: Бабкин В.М.

Переглядів: 1364 | Додав: trud | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
СТРІЧКА НОВИН

ВАЖЛИВО

Образец искового заявления по вопросу выплаты задолженности по заработной плате

Регіональна угода на 2011-2012р.

Решение исполкома  Шахтерского городского совета от 20.04.2011г. №175 «Об организации исполнения Регионального соглашения  в г.Шахтерске» и план график исполнения Регионального соглашения



Праздники сегодня
Увага! Інформація, розташована на даному сайті, призначена виключно для приватного використання в освітніх цілях і не може бути
завантажена/перенесена на інший комп'ютер. Ні власник сайту, ні хостинг-провайдер, ні будь-які інші фізичні або юридичні особи не
можуть нести жоден відповідальності за будь-яке використання матеріалів даного сайту. Зайшовши на сайт, Ви, як користувач, тим самим
підтверджуєте повну і беззастережну згоду зі всіма умовами використання.
Copyright MyCorp © 2017